Статья опубликована в №30 (151) от 13 августа-19 августа 2003
Неделя

Урок государственной жестокости

 А. А., г. Великие Луки. 13 августа 2003, 00:00

Отразится ли он на оценке, которую поставят люди своему государству?

1 февраля 2003 года на турбазе в поселке Опухлики Невельского района выстрелом из карабина была убита 17-летняя Катя Иванова.

Это всколыхнуло жизнь городка Великие Луки, «резануло» обывателей. Катюша – дочь учителя, а в Великих Луках только врачи да педагоги еще пытаются растормошить тину некогда преуспевающего на Псковщине города. Виновник трагедии Александр – не простой горожанин, а сынок вице-мэра С. М. Денисова, истории об отпрысках которого давно на слуху у великолучан. Уже стали привычными бандитские «разборки» с взрывами и выстрелами – и подумалось: вот трагедия с девчушкой заставит правоохранительные органы взяться за дело.

События начали раскручиваться как в дешевом детективе. Все «ухватились» за эту трагедию. Особенно бурлил народец на рыночных площадках, здесь осуждали в основном Сашку Денисова (больно уж надоел своими «стрелками», возглавлял невесть откуда взявшееся охранное предприятие), и в жилконторах (почти каждый работник сей муниципальной службы не только подчиняется Сергею Михайловичу, но один из начальников над ними еще один Денисов-сын, Володенька). Рассказывали, что доподлинно известно, какова эта Катька Иванова – сгубила Сашеньку Денисова… В «маршрутках» и дворах выясняли, был или не был Александр учителем, и не из своей ли школы убил девочку, зачем сын вице-мэра работал начальником охранников рынка, вспоминали загрызанную собаками на том самом великолукском рынке студентку техникума и стрельбу Денисовских сотоварищей у Опухлицкой школы…

Все областные газеты рассказывали о событии на вечерней турбазе, клялись, что будут следить за событиями. Два факта особо выделить следует: «Комсомольская правда» отдала великолукской трагедии целую полосу; а ни одна (!) газета Великих Лук об убийстве и убийце своим читателям не сообщила!

Сам С. М. Денисов на машине между Великими Луками, Невелем и Псковом крутился, то «детишек» с турбаз развозил, то с лицами официальными встречался и с адвокатами беседовал, так что совсем о работе позабыл. Напомнили об этом А. А. Мигрову, мэру Великих Лук, учителя. Большой делегацией пришли к нему на встречу и требовали лишь одно – освободить от работы отца убийцы. Проникся пониманием Алексей Андреевич, нашел Сергея Михайловича и попросил учителей все повторить лично, что они мужественно и сделали. Мужественно и ответ важных мужей Великих Лук приняли. Сергей Михайлович сказал, что сын у него прекрасный, высшее образование имеет, кандидатскую в местном институте уж подготовил, порядок на рынке защищает, да и учителем в свободное от труда тяжкого время работает. Алексей Андреевич на законы посетовал, мол, нет возможности освободить своего зама от трудов на благо Великих Лук.

И вот, когда неистовство народное накалилось до предела, вступил в дело губернатор Псковский. Евгений Михайлов направил прокурору области Николаю Лепихину обращение, в котором предложил прокуратуре взять под личный контроль расследование, как он заявил «резонансного преступления». В письме, в частности, говорилось, что «настоящее обращение вызвано ситуацией, складывающейся в связи с совершением на территории области ряда тяжких преступлений, вызвавших большой общественный резонанс среди населения области.

В феврале текущего года в Невельском районе области совершено тяжкое преступление, в результате которого погибла девушка. Указанные преступления освещены всеми средствами массовой информации области, что в свою очередь вызвало горячие отклики жителей области с требованием найти и привлечь к ответственности виновных лиц. В данных обращениях, выражая общественное мнение, в том числе высказывается недоверие правоохранительным органам, занимающимся расследованием по месту совершения преступлений». Также губернатор посчитал целесообразным «принять решение о поддержании государственного обвинения в суде по данным делам самим прокурором или его первым заместителем». Евгений Михайлов выразил уверенность, «что в связи с настоящим обращением прокуратурой области будут приняты все необходимые меры для обеспечения законности при расследовании этих преступлений».

Это, видимо, был пик события, достойного мифического общества, что описано в небезызвестном романе «Скотный двор».

Народ ждал расплаты за преступление и верил обещаниям властей.

А власти тихо и логично «настраивали» схему правосудия для решения конкретной проблемы, как и подобает в меру уравновешенным, совестливым и в меру порядочным руководителям.

Прокуратура Невельского района возбудила уголовное дело по статье 105 часть 1 - преднамеренное убийство и передало 27 июня на рассмотрение в суд. 29 июля началось судебное разбирательство. Обвинителем по делу об убийстве Екатерины Ивановой выступала прокурор Вера Журавлева, которая и изменила статью рассмотрения с 105 (умышленное убийство) на 109 (неосторожное причинение смерти), мотивируя свое решение материалами следствия. А ведь в ходе предварительных слушаний суд отклонил претензии защиты Александра Денисова к следствию, ранее претензии защиты отклонила и прокуратура Невельского района. В итоге 4 августа Александр Денисов приговорен к 3 (трем) годам лишения свободы, по статье 109 часть 1 УК РФ (неосторожное причинение смерти).

В виртуальном мирке ПАИ появились тексты: «…Это просто позор для всей судебной и правоохранительной системы Псковской области…» «…Да, странный прокурор в Невельском районе, и не только; странная мэрия в Великих Луках, странный город - Великие Луки…» «…Кажется, власти добились, чего хотели - великолучане наяву увидели дерьмо, которое пробилось во все щели власти…» «…Приговор по делу Денисова – плевок не только в людей, но и во властные структуры, в том числе и Путина…»

Очень сложно рассуждать о морали и нравах современного российского общества, но должна же оставаться какая-то совесть у тех, кто должен заботиться о людях и государстве. И если люди видят несправедливость и жестокость события, ждут адекватного преступлению наказания, то исполнители закона обязаны понимать свою ответственность.

Растерянность, апатия, а еще ненависть – вот следствие судебного решения. Простые люди Великих Лук получили конкретный пример «заботы» государства, властей. Как завтра отзовется это все?

А. А., г. Великие Луки.

От редакции. По просьбе автора письма его имя заменено инициалами. Выражаем сожаление, что сложившаяся ситуация вынуждает нашего корреспондента не раскрывать себя.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.