Жители и власти испанской Саламанки сотворили себе праздник без юбилея
Саламанке две с половиной тысячи лет. Точнее, два с половиной тысячелетия со дня первого упоминания поселения в летописи.
Город пережил завоевания карфагенян, римлян, арабов. Освободительная многовековая народная война испанцев против последних (знаменитая Реконкиста) едва не стерла Саламанку с лица земли, в ней долгое время никто не жил.
Европейская (а потом всемирная) известность и слава пришли к Саламанке после 1218 года, когда указом короля Альфонса IX (к слову, родоначальника кортесов – демократической сословно-представительной власти в Кастилии, объединительнице испанских земель) был основан Университет Саламанки – самый древний христианский университет в Испании, один из четырех древнейших в Европе, наряду с Болонским, Сорбонским (Парижским) и Оксфордским.
Университет стал сердцем Саламанки. Здесь были сделаны первые в Европе переводы трудов Ибн Сины (Авиценны), Ибн Рушда (Аверроэса), подготовлены одни из первых европейских энциклопедий. В XVI веке, в мрачные времена господства инквизиции, в Университете Саламанки (единственном в Европе!) изучали гелиоцентрическую систему Коперника. Труды профессоров Саламанки переводились на европейские языки. Просвещенный город стал одним из центров книгопечатания, здесь работали ученики Гутенберга. Именно в Саламанке Христофор Колумб убедил архиепископов профинансировать его путешествие на поиски Америки.
Абсолютная монархия, изолировавшая Испанию от окружающего мира в XVI веке и после того (жителям Испании было запрещено даже учиться за границей), превратила передовую некогда страну в задворки Европы, буржуазные революции нового времени миновали Испанию, почти не задев, экономика не проснулась, отставание страны от ведущих держав мира стало вековым и казалось непреодолимым. Знаменитая Саламанка вместе со всей страной ушла в тень цивилизации на столетия.
Вера и право
Что спасло Испанию? Что позволило ей, пережив трагедию сначала гражданской, а затем и Второй мировой войны, порвать с диктатором Франко и за четверть столетия шагнуть из середины ХХ века практически сразу в XXI-й?
Наверное, в первую очередь тысячелетние исторические и культурные традиции свободы. Кровь есть кровь, свободная кровь будет жаждать свободы и века спустя. Опыт свободы, похоже, отпечатывается в генах. И ген свободы никогда не успокоится.
Но были существенные обстоятельства, без которых Испании было бы сейчас намного труднее. Даже диктатор Франко не тронул (не посмел или не захотел, уже не важно) два фундаментальных общественных института – частную собственность и католическую церковь. На них держался весь уклад жизни: с одной стороны, личная независимость человека как частного лица, а, с другой стороны, – его связь с Мирозданием. Это позволило Народу сохраниться, не опаскудиться, пережить упадок экономики и диктатуру.
Близнецы, но не братья
И в Пскове, и в Саламанке живет сегодня около 200 тысяч человек. Вполне можно сравнивать, и хотя сравнения в истории – опасное дело, не могу не сопоставить родственные по значению события в жизни двух городов, двух земель.
Расцвет Псковской вечевой боярской республики пришелся точно на века расцвета средневековой демократии в Саламанке. Псковская судная грамота – один из самых цельных и развитых в Европе документов гражданского права, и ей уже более шести веков. Христианство укрепилось в Пскове даже легче, чем в Испании (во всяком случае, не в процессе освободительной войны), но в ту же историческую эпоху. Более того, Псков, а не Саламанка, входил в XV-XVI веках в число десяти крупнейших городов Европы – по числу жителей, масштабу архитектуры, торговому и военному значению. Псковские монастыри (Мирожский) сохранили для потомков как подлинные византийские фрески, так и древние памятники собственно славянской литературы (Слово о Полку Игореве). С университетами, правда, в России всегда были большие трудности – никак не рождались, а по рождении жили трудно и даже прерывисто, бывало, закрывались из-за… отсутствия желающих учиться.
Забвение пришло в оба города практически одновременно – в XVII-XVIII веках. Саламанкский университет нехотя отдал пальму первенства Мадридскому, как почти столичный Псков – столичному от рождения Петербургу. Запустение в обоих городах длилось до ХХ века. Но вот дальше различия в их судьбе не просто заметны, но разительны.
Перестройка по-испански
Эпоха возрождения наступила в Саламанке после падения диктатуры Франко.
С приходом нового политического времени Испания полностью переосмыслила сущность власти, в том числе – сущность городского самоуправления, исторической основы всей испанской демократии.
Испанское общество и государство признали высшей ценностью в стране саму Испанию – ее природу, ландшафт, живую среду и памятники культуры. Их сохраняют (для жизни) и эффективно представляют (для туристов). Они придают смысл жизни поселкам, городкам и городам, а в первую очередь – живущим в них людям. Свыше 70% жителей региона Кастилии и Леона проживают в населенных пунктах численностью до 2 тысяч человек. Значит, там есть СМЫСЛ жить. Что ни городок – храм, замок, музей, центр притяжения. Когда корни живы, от них не оторвешься просто так, не бросишь на произвол судьбы. Патриотизм на самом деле – простая вещь. Это продолжение и развитие дела предшественников, наращивание культурного слоя.
Поражает глубокое и очень цельное понимание федерализма (распределения властных полномочий) самыми разными представителями власти, от национального парламента и правительства до муниципальных депутатов. Все они не только осознают, ЧТО такое федерализм, но и КУДА идет процесс реформы страны – от централизации к большей свободе и ответственности регионов, провинций, муниципалитетов. То есть в итоге – граждан. Идет логичная и последовательная передача властных полномочий, денежных средств и ответственности. Все опять-таки просто: это принципиальный вопрос ДОВЕРИЯ людям. Правители, которые не доверяют людям, отрывают власть от граждан, притягивают ее к себе, лишают самих себя подлинной силы – поддержки общества. Децентрализация (распределение) власти делает людей ответственными гражданами; создается возможность их участия в принятии принципиальных решений о развитии своих территорий. Это тоже, наверное, одна из причин, по которой испанцы не стремятся покидать свой дом в провинции. Они не чувствуют себя людьми на обочине.
Этими новыми полномочиями, новыми условиями воспользовались в полной мере жители и власти еще недавно прозябающей Саламанки.
Граждане города
«Гражданин Саламанки – главный человек в городе. Именно жители города сейчас движут город вперед, а еще несколько десятилетий назад они были полны пессимизма», - говорит член Муниципального Совета Саламанки Антонио Прето Иглесиас.
Жители города привередливо относятся к деятельности властей. Это, по мнению Антонио, чисто кастильское свойство характера: помогать власти, а затем критиковать ее, сознавая свою личную причастность к общему делу.
Власти Саламанки заявили, что Саламанка – открытый для всех народов космополитический город. В Саламанке нет национальностей, есть граждане Саламанки.
Удивительно не только это, удивительно отношение Саламанки к гостям. Оказывается, гости Саламанки… тоже считаются гражданами Саламанки. Вы в Саламанке – значит, вы ее гражданин, она вас любит, как своих урожденных. «Вы приехали в Саламанку и, значит, вы стали ее гражданами, - обратилась к нам вице-мэр Саламанки Пилар Фернандес Лабрадор. – Это – ваш город. Даже если вы приехали к нам только раз, вы – гражданин Саламанки. Выйдите теперь на балкон и насладитесь видом вашего родного города». Мы вышли. Солнце не просто светило, оно сияло, как будто тоже было гражданином Саламанки и гордилось этим. Под нами шумела Пласа Майор (сердце всех испанских городов, площадь-каре из нескольких сомкнутых зданий, в числе которых – мэрия и муниципальный совет) с сотнями студентов, туристов и простых горожан. Над нашими головами развевались флаги провинции Саламанка и… Европейского Союза. Все были у себя дома.
Столица Европы
Именно Пилар Фернандес Лабрадор принадлежит идея провозгласить Саламанку «Достоянием Человечества». Она возглавляла многолетние труды всего города и пожинает теперь вместе с согражданами плоды трудов. В ее словах Саламанка выглядит как любимый человек – существо одушевленное, мыслящее, творящее.
«Национальная идея» Саламанки была сформулирована как «небольшой великий город». Жители и власти поставили себе цель добиться внесения города (всего старого города!) в международный список памятников ЮНЕСКО «Достояния Человечества» и объявить Саламанку культурной столицей Европы 2002 года.
И упорным трудом добились этого.
В намеченный ими же срок. Заметьте, без юбилейных поводов. Город сам по себе, их любимая Саламанка, сложенная веками и на века из «светлого, озаренного солнцем камня» (местный золотистый песчаник), и стала таким поводом. А что, нужен больший?
Главным, объединяющим все труды горожан проектом, стал проект «Саламанка – город Европейской культуры». В нем были разработаны три основных направления: культура и обучение; сфера обслуживания и досуг; туризм. Вот три кита, на которых держится сегодня экономика и весь жизненный уклад Саламанки.
В Саламанке выделено 21 направление городского развития, основные из которых напрямую связаны с внешней деятельностью, всеми аспектами туристического бизнеса: университетские программы, последипломное образование, языковой туризм, новые технологии – коммуникации, связь, интернет, транспорт. Дороги, ведущие в Саламанку, пересекают весь Иберийский полуостров. Саламанка (как и Псков, кстати) – важный транспортный узел, рынок сельхозпродукции.
Саламанка привлекла европейскую и мировую элиту. За один год было проведено свыше 1000 (тысячи) мероприятий в сфере культуры. Одну только выставку произведений Родена, специально привезенную в Саламанку, посетили 300 тысяч человек. Мало того, Саламанка организовала за один год семь международных встреч экспертов по вопросам стратегического развития. Это на фоне выставок, фестивалей, концертов, симпозиумов, конференций, конгрессов…
Разработали концепцию «город-кино». Удивительно хорошо сохранившаяся Саламанка – идеальная живая площадка для производства исторических кинофильмов, подлинная сцена с естественными декорациями. Эффективность рекламы города через снятые на его улицах художественные и документальные картины не поддается математической оценке.
Светильник разума и чувств
Конечно, центром притяжения Саламанки остается Университет – на сегодня ведущий испаноязычный университет мира. Из 200 тысяч жителей города 40 тысяч – студенты. Вообще университетов в Саламанке два. Первый, тот самый, знаменитый на весь мир, по-прежнему доступный, финансируемый из местного (!) и регионального бюджетов, и второй – платный, основным источником средств которого являются деньги за обучение студентов. При этом качество обучения в обоих университетах вполне сопоставимо, они не враждуют, а сотрудничают.
В Университете, кроме традиционных программ (гуманитарные науки и право), разработаны специальные годичные курсы для студентов, заинтересованных изучить культуру, историю и литературу Испании. На испанском (некогда кастильском) языке говорят сегодня около 400 миллионов людей в мире. Можно сказать, что все они – потенциальные слушатели Университета Саламанки. Целая паства.
Студенты – любимые дети Саламанки. Они заполняют город круглосуточно, они – постоянные посетители Пласа Майор. Студенты подпитывают древний город физической энергетикой молодости, делают его не просто современным, а ультрасовременным, раскованным, даже эротичным. Ну вы только представьте себе влюбленных, целующихся перед входом в псковскую городскую или областную администрацию. «Нашли место!» - в лучшем случае подумает обыватель. А вот на Пласа Майор – милое дело. И очень даже естественно. Потому что они там – хозяева.
Лягушка, по средневековым преданиям, талисман студенческой удачи, окрыленная творческой фантазией предпринимательства, превратилась в тысячи добродушных сувениров, преследующих туристов на каждом шагу. Никуда не деться от счастья…
Деньги для жизни
Источники средств нового расцвета Саламанки – отдельный разговор. Это сочетание государственных и муниципальных финансов, средств Европейского Банка Реконструкции и Развития, различных европейских фондов и частных инвестиций. Эти сумасшедшие по нашим масштабам деньги не свалились на Саламанку с неба, это – плоды эффективных идей по управлению городом и его развитию. Это, образно говоря, – заработная плата Саламанки, ее жителей и властей за работу головой и руками, плата, как ни странно это звучит, за любовь к своему городу, упорство и настойчивость в его возрождении.
Годовые инвестиции в инфраструктуру города составили более 200000000 (двухсот миллионов) евро1 . При этом собственно муниципальные инвестиции – около 90 млн. евро, остальное – частные.
Бюджет культуры города в 2002 году составил 30 млн евро, и только 40% из них – от властей, остальное – частные инвестиции. Власти Саламанки заявили о создании «культурных вместилищ» - проектов в сфере культуры и туризма, в том числе в частном секторе.
120 млн. евро (полтора городских бюджета Саламанки) было вложено в рекламу города. 400 миллионов баночек Coca-Cola вышли на мировой рынок с логотипом Salamanca 2002.
Саламанка в 2002 году привлекла за счет туризма 550 млн евро, при этом 300 млн – инвестиции, но уже 250 млн – прямые доходы.
«Мы стараемся стать конкуренто-способными для будущего, - отмечает Антонио Прето Иглесиас. – Иначе мы останемся городом, обращенным в прошлое».
Любимый бизнес
Как совместить туризм (не только доходный, но и чрезвычайно затратный) и устойчивое развитие города? Власти публично объявили, что их главной опорой в преобразовании Саламанки является частный бизнес. Именно он создает реальную занятость. Власти Саламанки не финансируют временные рабочие места, только – долгосрочные. По их подсчетам, создание одного стабильного рабочего места приводит к появлению еще пяти – косвенно, через развитие сопутствующего бизнеса.
Главное условие и критерий развития дела – качество обслуживания.
Мэрия создала акционерное общество со 100-процентным муниципальным капиталом «Саламанка и туризм», которое ведет основные муниципальные программы в туристической сфере.
Власти организуют качественные учебные курсы для работников сервиса (гостиничное дело и т. д.), бизнес оплачивает обучение будущих специалистов и принимает их в дальнейшем на работу.
К 2002 году было построено 22 новых отеля на 6500 гостиничных мест. Их средняя заполняемость – более 70% зимой и более 95% «в сезон».
Примерно треть гостей города составляют иностранцы, остальные – испанцы.
Вы можете позвонить с любого, в том числе, мобильного телефона на специальный многоканальный стационарный телефон и получить всю информацию о туристической инфраструктуре города.
Туристы оставляют в Саламанке за день пребывания от 60 до 2500 евро. Это – расходы на проживание в отелях (различного класса, от одной до пяти звезд, на любой уровень благосостояния), питание, автостоянки, досуг, покупки – как обычные, так и специальные (сувениры).
Особое внимание уделили ночной иллюминации. Саламанка ночью светится от центра до окраин, освещен буквально каждый дом, золотистый песчаный камень становится почти лунным, местами – ярко-желтым, иногда – серебристым. Кроме потрясающего эстетического эффекта, добились косвенного и немаловажного – в городе существенно сократилась уличная преступность, он стал практически безопасным.
«Если предприниматели инвестируют в город, они повышают рентабельность своего бизнеса, - говорит Антонио Прето Иглесиас. - Мы создаем синергетический эффект, при котором 1 + 1 равняется не 2, а 3! Объединение усилий умножает наши силы и наши результаты».
В 2002 году 200-тысячная Саламанка приняла 3 000 000 (три миллиона) туристов.
Любимый город
Как и Псков, стоящий на светлом известняке и сделавший его своим главным строительным материалом, Саламанка построена из местного камня, добываемого буквально в 3 км от города. Жители Саламанки называют этот камень «живым, озаренным, солнечным, золотым». Существует и не прерывается традиция мытья стен домов. «Мы издревле чистили и мыли наш город, его фасады и стены, наш город светится, мы постоянно заботимся об этом», - с непередаваемо личной, теплой интонацией говорит Антонио Прето Иглесиас. Все это было и раньше, но «проект «Саламанка 2002» придал нам новую динамику развития, придал новую ментальность. Мы не говорим больше в администрации о расходах, мы говорим об инвестициях. Проект изменил образ мышления властей, бизнеса, граждан. Звание ЮНЕСКО обязывает нас нести ответственность за наш город…»
Хорошо несут, честное слово. Любо-дорого посмотреть.
Руководители города считают, что к 2002 году ими сформирована новая модель управления городом, трамплин в будущее Саламанки.
Сочтемся славою?
Хорошо бы сделать Псков и Саламанку городами-побратимами. Поучиться бы, ведь ничуть не зазорно. Что мешает Пскову с его культурным слоем во всех смыслах этого слова стать «культурной столицей Европы»? История и культура позволяют, да современность тянет камнем ко дну. Пятьсот лет назад были Европой, а вот сегодня – нет.
Может быть, все-таки дело в любви?
Вице-мэр Саламанки Пилар Фернандес Лабрадор носит русскую косу, преклоняется перед русской культурой, мечтает побывать в России и очень в нее (то есть в нас) верит.
…А 800 лет Университету Саламанка и вся Европа будет отмечать в 2018 году. Бог знает, чего им еще не хватает сейчас и что они сотворят к юбилею.
Лев ШЛОСБЕРГ.
Саламанка – Мадрид – Псков, апрель 2003 г.
Подготовка этой статьи стала возможной благодаря пятому международному российско-испанскому семинару институционального сотрудничества по вопросам территориального устройства государства, организованному Московской Школой Политических Исследований и Фондом «Гуманизм и демократия» (Мадрид).
На фото:
Саламанка. Пласа Майор (1729-1755 гг.) - центр притяжения в каждом испанском городе.
Фото: Luis Carlos Santiago Martin
Вице-мэр Саламанки Пилар Фернандес Лабрадор сделала родной город культурной столицей Европы 2002 года.
Фото: Дмитрий Трубицын
Саламанка. Университет. В 2018 году ему исполнится 800 лет.
Фото: Лев Шлосберг