Статья опубликована в №38 (109) от 03 октября-10 октября 2002
Город

Псковскому образованию необходим заказ на элиту

 Записал Сергей ПОЛЯКОВ. 03 октября 2002, 00:00

Под рубрикой «Взгляд из региона» мы, как правило, публикуем интервью образовательных чиновников высокого ранга - начальников областных управлений, департаментов, министерств. Сегодня мы решили нарушить традицию. Директор Центра социального проектирования «Возрождение» Лев Шлосберг не работает в сфере образования. Его взгляд на социально-образовательную ситуацию в Псковской области - это взгляд эксперта, пытающегося установить взаимосвязь между основными проблемами развития территории и состоянием ее образовательной системы. Наверное - даже наверняка - размышления Л. Шлосберга многим покажутся спорными. Но тем они интереснее для нас...

Над границей тучи ходят хмуро:

Для Псковщины, которая на протяжении многих лет была (а теперь снова является) западным рубежом России, характерны многие особенности, свойственные окраинным землям, и, прежде всего, специфическое «пограничное мышление». Ведь феноменологические стороны пограничности связаны не только с физическим присутствием государственной границы, но и с восприятием людьми всего иного. Люди очень насторожены, очень закрыты, очень мнительны и подозрительны. Это формировавшийся веками тип «среднего псковича». От любого нового человека, от любой новой идеи псковичи ждут в первую очередь опасности. Люди у нас очень восприимчивы к проимперским ментальным матрицам - это происходит, прежде всего, из-за материальной и образовательной бедности, если не сказать нищеты, как своеобразный элемент психологической защиты:

Парадокс: Псковская область - одна из самых бедных в России, при том что мы - единственный субъект Федерации, граничащий с тремя иностранными государствами: Эстонией, Латвией и Белоруссией! Граница - это колоссальный экономический ресурс, ворота в европейское пространство, а у нас она убыточна: мы до сих пор смотрим на это пространство «сквозь амбразуру»! Возникает ощущение, что многие люди почувствовали бы облегчение, если бы по обе стороны выстроились танки, опустился «железный занавес», и тогда все встало бы на свои места: люди затянули бы пояса и начали по привычке трудиться на оборону. А привыкнуть к мирному образу жизни и заняться ее обустройством оказалось очень трудной задачей.

Еще один парадокс: у нас до сих пор нет эффективной связи с ближайшим соседом, историческим собратом и основным потенциальным внутренним партнером Пскова - Новгородом, хотя от одного областного центра до другого всего три часа езды на машине. Такое ощущение, что у нас с запада граница, с востока граница, с юга граница - везде граница! И смотрим на соседей: как бы что не отхватили у нас!..

Жертва укрупнения

Каждый город, не исключая и столицы, переживает свои периоды взлета и падения. После краха Псковской вечевой республики в начале XVI века значение Пскова падает, а в XVIII веке он вообще оказывается в тени Петербурга - новой столицы Российской империи. Здесь возникает сильный культурный сквозняк, и начинается активное вымывание интеллектуальных ресурсов.

В ХХ веке псковская земля оказывается объектом - и жертвой - административно-территориальных экспериментов советской власти. До 1944 года наша территория входила в состав Ленинградской области. Когда после освобождения Псковщины от немецких войск была образована Псковская область, она занимала примерно половину нынешней своей территории - ее северную часть до Пушкиногорья; южные районы составляли Великолукскую область. В 1957 году две области «склеили», и получилась Псковская область в ее сегодняшних границах. С тех пор прошло 33 года, но как были две части области, так и остались. Нормальных хозяйственных связей нет, элиты юга и севера по-прежнему борются между собой - у нас почти по американской модели «демократический Север» и «рабовладельческий Юг», очень прокоммунистический и консервативный. Великие Луки в Псковской области - это почти то же самое, что Санкт-Петербург в России, - вечно второй, вечно обиженный. И должно пройти много времени, чтобы все как-то утряслось.

Эта неустойчивость в региональном развитии имела очень большое значение: постоянно возникало ощущение, что Псковская область - это ненадолго, это очередной эксперимент. И, между прочим, сейчас, когда постоянно говорят об укрупнении субъектов Федерации, я чувствую, что как раз мы первым номером и пойдем под этот нож. Может быть, с точки зрения управления страной в этой идее и есть какая-то логика (хотя я не считаю, что механическое укрупнение позволит решить качественные проблемы), но для региона это так или иначе будет убийственное решение.

Все эти эксперименты, прошлые и планируемые будущие, не дают устояться нормальной местной жизни, не позволяют людям смотреть на Псковскую область как на самодостаточное территориальное образование. А это значит, что отсутствует центр притяжения - центр притяжения элит, центр притяжения интеллекта, центр принятия управленческих решений: Это значит, что люди, которые могут и хотят принять на себя ответственность за регион, здесь уже не остаются, так как не видят для себя никакой карьерной перспективы.

Вымывание мозгов

В послевоенные годы, когда была образована маленькая Псковская область, в Петербурге и Прибалтике наблюдалась острая нехватка рабочей силы - и начался массовый отток населения. Тогда это было в русле советской государственной политики: забрать людей, вытащить их с корнями и расселить на других землях. Следующий очень сильный удар по области - отъезд молодежи на освоение целинных земель. После объединения с Великолукской областью в 1957 году здесь жили 1,6 млн человек, а сегодня меньше 800 тысяч! И ведь уехали те, кто был наиболее работоспособен:

Ключевой проблемой псковского образования, особенно высшего, всегда была большая его зависимость от внешних центров, прежде всего от Петербурга и Москвы. Даже Псковский пединститут в свое время возник по инициативе товарища Кирова (и носит его имя), а наш Политехнический институт до сих пор остается подразделением Санкт-Петербургского политехнического университета - частью огромного университетского холдинга.

Но даже в советское время по окончании срока распределения работать в школе оставалось три процента выпускников пединститута - он всегда «отапливал космос»! А политех во многом работал на наши оборонные и околооборонные предприятия, которые рухнули сразу, как только прекратились госзаказы. И никаких попыток осознать новые стратегические региональные образовательные потребности не было. Сколько в последние 10 лет велось разговоров о необходимости создания в Пскове по примеру Новгорода университета - центра образования, науки и культуры, объединяющего достаточно слабые сами по себе областные вузы, - все разговорами и ограничилось:

Неудивительно, что у выпускников наших вузов не было и нет никакой «псковской составляющей» в голове. Они, за редким исключением, вообще не понимают, что такое Псковская область и что в ней можно делать.

Еще факт: у нас всего около 10 процентов взрослых жителей с высшим образованием, что примерно в два раза ниже областного показателя количества студентов «на душу населения». То есть при первой возможности люди стараются устроиться где угодно, только не в Пскове: Интеллектуальный сквозняк продолжается!

Заказ на элиту

Все крупные экономические проекты, которые были направлены на то, чтобы вырвать область из нищеты, завершились провалом. Проект создания Псковской ГРЭС - идея, которую выдвинул еще самый знаменитый первый секретарь Псковского обкома КПСС И. Густов, - был все же реализован при прошлом губернаторе В. Туманове, но на проектную мощность станция не вышла и стать экспортером электроэнергии не смогла.

Было несколько предложений строить в Псковской области пищевые перерабатывающие комбинаты с иностранными инвестициями - опять не состоялось, инвестиции ушли в Новгород.

Генеральная идея В. Туманова получить долю от таможенных сборов (по сути иждивенческая: через нас идет труба, а мы в нее ввернем маленький краник) тоже оказалась бесплодной.

Все эти неудачи имеют одну общую причину, которая заключается, мягко говоря, в неполноценности местной элиты.

Во-первых, в ней остается огромный процент людей, вышедших из старой советской элиты и совершенно неспособных действовать в новых условиях.

А во-вторых, все основные ориентации ее представителей - вне региона: они смотрят на Новгород (с завистью, злобой, недовольством), Петербург, Москву: Спросите здешнего политика о том, что представляет собой сегодня Псковская область сама по себе - он вам едва ли ответит. У нас огромный дефицит политиков, которые взялись бы за «окучивание» региона, которые были бы готовы пойти на менее выгодные с точки зрения сиюминутной отдачи проекты, чтобы здесь что-то росло!

Это наша главная проблема - несфокусированность местной элиты на своем регионе и его стратегических перспективах. Большинство псковских политиков по большому счету - временщики.

Мы видим катастрофическое разграбление природных ресурсов - рыбы, леса и торфа. Темпы лесовырубки никак не соответствуют темпам лесовосстановления: при этом лес вывозится бревнами, нет речи даже о первичной переработке древесины. Приоритетное развитие алкогольной промышленности, может быть, и позволит заткнуть несколько дыр в бюджете, но в долгосрочном плане не скажется положительным образом на развитии региона.

Когда говорят о будущем, сразу вспоминают об образовании. В Псковской области всегда были учебные заведения, дававшие своим воспитанникам высококачественную подготовку. В последние годы таких заведений стало больше. Региональным образованием руководят грамотные и честные профессионалы. Но их усилия так и останутся «отапливанием космоса», если мы не поймем, что является приоритетами в экономическом и социальном развитии региона: только после этого можно строить осмысленную и эффективную образовательную политику. Ее суть применительно к Псковской области, на мой взгляд, формируется следующим образом: образование должно готовить региональную политическую и экономическую элиту - такую, которая займется обустройством своей малой родины. Но чтобы готовить элиту, нужно иметь заказ - от общества и региональных властей.

Записал Сергей ПОЛЯКОВ.
Газета «Первое сентября».

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.