КИНО с Даниилом Новиковым и Сергеем Баклагиным
Сын палача отказывается от продолжения семейной традиции
В российском прокате появился фильм Марка Форстера «Бал монстров». Это драма, выполненная совсем не в духе изрядно надоевших многим голливудских штампов. Форстер не так давно переехал из Европы, где он родился и жил, на «Фабрику грез». Поэтому его произведение больше похоже на ручную работу, чем на продукт «фабричного» производства.
Наиболее интересной в «Бале монстров» представляется именно режиссерская работа.
Практически весь фильм снят абсолютно нестандартно. Форстер вновь и вновь, на протяжении более полутора часов, предлагает зрителю оригинальные ракурсы, странные и притягивающие необычной эстетикой и в то же время служащие зачастую для того, чтобы создать чувство отчуждения.
Несмотря на всю новизну приемов, результат поражает своей естественностью. «Бал монстров» по сюжету нельзя назвать легким фильмом, но стараниями режиссера его достаточно легко и, отчасти, даже приятно смотреть, чему не перестаешь поражаться. Форстер не торопится свалить на зрителя шквал перехлестывающих через край эмоций, истерик и слез, как это принято среди его именитых американских коллег. У него все идет своим чередом. Фильм вообще переполнен вселенским спокойствием, которое, за очень редким исключением, не нарушается даже в критические для его героев моменты. Медленное движение камеры, долгие «наезды» и «откаты» вполне характерны для этого произведения, так же, как и смещения фокуса внутри статичной картинки, выполненные таким образом, что взгляду почти не приходится сдвигаться с места.
Но хватит о режиссере. В «Бале монстров» есть и еще кое-что интересное. Это актеры. В главных ролях в фильме снялись: сыгравший множество ролей второго плана в n-ном количестве фильмов и сериалов известный американский комик Питер Бойл (расист, садист и отец главного героя); уже известный части аудитории по черно-белому творению братьев Коэн Билли Боб Торнтон (Хэнк Гротовский – главный герой, палач в окружной тюрьме штата); Хит Леджер (Сонни – сын Хэнка); Холли Берри - первая афро-американка, получившая Оскара за главную женскую роль именно в этом фильме (Летиша Масгроув, жена Лоуренса Масгроува); Шон Комз (Лоуренс Масгроув, приговоренный преступник), более известный под псевдонимом Puff Daddy, который он, правда, недавно сменил на менее благозвучный Pi Diddy и еще пару похожих.
Питер Бойл, один из лучших, но недооцениваемых Американской киноакадемией актеров, и в этой картине хорошо выполнил стоявшую перед ним задачу, сыграв состарившегося подонка-садиста, доведшего до могилы свою жену и довлеющего, теперь уже неочевидно, над сыном, тем самым заставляя его прожить такую же никчемную, полную тупой жестокости жизнь.
Герой Хита Леджера также изображен очень правдоподобно. Он, как и должно, вызывает понимание, сочувствие, подчас даже жалость.
Сюрпризом явилось абсолютно реалистичное воплощение своего героя Шоном Комзом. Честно говоря, мы не ожидали от него такого хорошего исполнения. Он в своей, пусть эпизодической, роли вполне достойно смотрится рядом с известными актерами.
Билли Боб Торнтон. Его можно оценивать по-разному. Его герой уж очень напоминает Эда Крэйна из «Человека, которого не было» братьев Коэн, что стало для многих поводом обвинить его в неспособности выйти за рамки однажды найденного образа. Может быть, и так, но, как нам кажется, он очень достоверно воплотил своего героя. Только таким и мог быть Хэнк Гротовски.
«Бал монстров» за границей очень часто хвалят именно за актерскую игру. Тем не менее, на наш взгляд, взгляд зрителя, ради которого и снимается кино, здесь явное преувеличение. В основном это относится к Холли Берри. За почти двухчасовой фильм с трудом можно отыскать сцену с ее участием, где бы она, по нашему мнению, не переигрывала до ужаса откровенно. Вы, возможно, спросите: «За что же ей тогда дали Оскара?» Поверьте, вы далеко не одиноки в своем недоумении.
Возможно, ответ кроется в сюжете, точнее, в его восприятии. Линия, пожалуй, незамысловата, хотя завязка многообещающая. Хэнк – потомственный палач в окружной тюрьме одного из южных штатов (в которых негров, простите, афро-американцев, до сих пор недолюбливают) - хочет, чтобы Сонни, его сын, тоже стал палачом, и все к этому идет. Но в последний момент у Сонни не выдерживают нервы, и... отсюда начинается отсчет череды совершенно непредвиденных событий в жизни его отца. Но просим заметить – это не триллер, а драма.
То, что происходит дальше, одни трактуют как преодоление человеком рамок, навязанных ему жестоким и аморальным отцом, и попытку начать свою жизнь сначала, такой, какою она и должна быть. Иначе она превратится в своеобразный бал монстров – вечеринку, устраиваемую в Великобритании для приговоренного к смертной казни накануне исполнения приговора. Другие - как преодоление им расовых предрассудков. Второе кажется нам длящимся последствием постсегрегационного «похмелья» в Соединенных Штатах. Помните, раньше детям в любой советской школе рассказывали, как тяжело живется неграм в Америке? Так вот, как только у нас перестали, у них начали и до сих пор не могут остановиться. На гребне этих антирасистских настроений, многократно усиленных премьерой «Бала монстров», и подплыла к Оскару Холли Берри.
Стоит отметить еще одну особенность фильма, делающую его непохожим на другие драмы. Это трудно оценить однозначно, как положительную или как отрицательную деталь. Дело в том, что один из переломных моментов картины представляет собой крайне откровенную постельную сцену, отличающуюся чрезвычайным, если не чрезмерным, натурализмом, что делает фильм совершенно непригодным для семейного просмотра.
Конец несколько разочаровывает. Это нельзя назвать традиционным хэппи-эндом, но, тем не менее, финал, на наш взгляд, слишком похож на концовки старых, отчасти наивных американских фильмов тридцатых годов, когда главный герой на фоне безоблачно расцветающей вокруг жизни произносит, обнимая свою спутницу, что-то вроде: «Детка, все будет хорошо», и экран свертывается в точку. Похоже на телевизионный ролик четырехлетней давности, где на вопрос «а до дождя успеем?» отвечают: «все у нас получится…»
Благодарность авторов Андрею Кошелеву («Техно-Видео») и Сергею Петушкову за техническое содействие.
Фильм в видеопрокате с августа 2002 года.