Статья опубликована в №24 (796) от 22 июня-28 июня 2016
Экономика

Радиоразвод

Псковскому радиозаводу придётся рассчитаться по долгам своим имуществом
Радиоразвод

В скором времени имущество радиозавода «Плескава» должны выставить на аукцион.

Пока суд наконец-то вышел практически на финишную прямую в деле Андрея Букина, имущество радиозавода «Плескава» фактически выставлено на аукцион. Самого Букина, напомним, нынешние представители «Плескавы» обвиняют в том же: мол, будучи единоличным руководителем радиозавода, активно имущество предприятия разбазаривал, причём гораздо дешевле, чем оно стоило на самом деле – гособвинитель полагает, что с 2005 по 2008 год Букин своими мошенническими действиями нанес заводу ущерб на сумму 251,8 млн рублей.

Тот в свою очередь заверяет, что продавал лишь непрофильное имущество, которое приносило заводу убыток – а его по более-менее рыночной цене покупать никто не хотел. Правда, продавал Букин это имущество фирмам, которые были напрямую афиллированы с ним самим, но и это, по его мнению, объяснялось, во многом, тем, что так было быстрее и проще продать.

Какое решение примет судья по «делу Букина», станет известно достаточно скоро: уже 5 июля бывший гендиректор завода выступит перед судом с последним словом. Однако на вынесение решения, по мнению участников процесса, может уйти до 1,5 месяцев – сейчас дело насчитывает по крайней мере 10 томов.

В современной истории радиозавода ситуация развивается не менее динамично: в июне апелляционная инстанция в Вологде поддержала позицию Арбитражного суда Псковской области, приняв решение оставить его решение о продаже имущества радиозавода «Плескава» с аукциона в силе. Теперь [стратегическое!] предприятие должно рассчитаться перед псковским отделением «Россельхозбанка» в сумме около 29 миллионов рублей. Имущество АО ПЗР «Плескава» будет заложено за долги мифической фирмы «Палада», которая афиллирована с собственником радиозавода.

Формально представители «Плескавы» имеют право обжаловать решение апелляционной инстанции в Арбитражном суде Северо-Западного округа, однако, держа в уме заключение в суде Вологды, результат с крайне высокой степенью вероятности останется тем же. Однако должник имеет право обжаловать результат в течение аж двух месяцев. В сложившейся ситуации этот срок имеет принципиальное значение: таким образом, имущество завода вряд ли будет публично выставлено на продажу в ближайшие два-три месяца.

За это время в Псковской области пройдут назначенные на 18 сентября региональные и федеральные выборы, а значит резонансное событие – распродажа имущества оборонного радиозавода «Плескава» не нанесёт его собственникам большого удара по политическому имиджу.

При этом сам совладелец – лидер псковских эсеров Олег Брячак сначала активно использовал умирающий радиозавод в качестве политического козыря на выборах и возможности выходить с громкими заявлениями в СМИ. «С «Плескавы» украдены все объекты жизнеобеспечения, разграблены корпуса, работа которых приносила доход. Экспертиза показала, что ущерб от вывода заводского имущества составил 250 млн рублей», - возмущался Брячак в эфире «Эха Москвы в Пскове».

Уже потом стало известно, что именно фирма, контролируемая Брячаками, организует застройку стадиона «Электрон», а ещё чуть позже оказалось, что значительная часть имущества завода заложена Олегом Брячаком под несколько проектов и, в первую очередь, ТЛТ «Убылинский». Тот самый «Убылинский», который не получил таможенные коды и совсем не окупил вложенных в него средств.

Теперь «Россельхозбанк», который выдал бизнесмену кредиты под обеспечение имуществом завода, если не случится ничего экстраординарного, получит имущество завода на сумму около 29 млн рублей, притом что балансовая стоимость выставляемого на аукцион имущества оценивается судом в более чем 100 млн рублей. И это не единственный процесс, в рамках которого банк пытается отсудить долги у предприятия с привлечением непонятных третьих лиц.

Отчасти этим можно объяснить затягивание процесса по «делу Букина». На некоторые объекты радиозавода в рамках уголовного дела наложен арест: по словам источников «Псковской губернии», знакомых с материалами дела, не так давно на одно из полуразрушенных непрофильных зданий «Плескавы» нашёлся инвестор (из сферы общепита), однако уже после совершения сделки оказалось, что имущество арестовано.

Сейчас судебное дело и арест части имущества может сдерживать его продажу за долги организаций, контролируемых Брячаками. Основная задача в случае с радиозаводом для их собственников по-прежнему заключается в том, чтобы снизить все возможные политические риски до сентябрьских выборов. Тем не менее внутри партии, по информации «ПГ», ситуация с застройкой «Электрона» обсуждалась – после того, как наше издание задало прямой вопрос руководителю эсеров Сергею Миронову.

На сегодняшний день строительство на «Электроне» не ведётся, хотя по всем документам оно должно было стартовать в мае.

На протяжении всего расследования дела против Андрея Букина семья Брячаков пользовалась очевидной поддержкой администрации Псковской области. Вице-губернатор Максим Жаворонков обращался к (теперь уже бывшему) прокурору региона Тимуру Кебекову с просьбой арестовать имущество завода и «привлечь к уголовной ответственности виновных лиц». Позже губернатор Андрей Турчак хлопотал о признании проекта застройки «Электрона» стратегическим, а ещё один его зам – Сергей Перников – просил главу «Россельхозбанка» дать ООО «Электрон» (который теперь уже открыто представляет Олег Брячак) очередной кредит, несмотря на то, что именно «Россельхозбанк» выбивает у имярека многочисленные долги через Арбитражный суд.

Этой поддержкой региональной власти Брячаки пользовались и тогда, когда по поводу судьбы «Электрона» проходили активные общественные слушания, и тогда, когда некоторые депутаты Псковской гордумы стали бросаться заявлениями, что не дадут застроить стадион.

Почему имущество «стратегического предприятия» вообще было возможно закладывать под любой другой проект, не прокомментировали ни власти, ни влияющие на него собственники.

Юридически назвать Брячаков собственниками ОАО ПЗР «Плескава» всё же нельзя: в декабре 2012 года Олег Брячак продал 29% акций лицам, подконтрольным великолукскому предпринимателю Виталию Фёдорову. Это сейчас во многом тоже усугубляет ситуацию: по информации «Псковской губернии», представители великолукского бизнеса не испытывают большого удовольствия от того, что имущество предприятия, акции которого они приобрели, выставляется на аукцион по решению суда.

В конце мая в суд по «делу Букина» был вызван депутат Госдумы Михаил Брячак. Суть его показаний пока отражена только в материалах дела – известно пока лишь о его живой беседе в суде с Букиным на «околополитические темы».

Ситуация вокруг радиозавода, равно как и вокруг стадиона «Электрон», продолжает усложняться – во многом, именно из-за того, что разрубить этот Гордиев узел до выборов собственники не могут политически, продолжая нести финансовые и репутационные потери и желая в последствии переложить их на плечи какого-нибудь бюджета. Правда, подходящего Александра Македонского с мечом у собственников «Плескавы» на горизонте пока не видно.

В этом смысле то, каким будет приговор Букину, - обвинительным или оправдательным – может дать ответы на многие вопросы. В том числе, сколько же владельцам «электронов», «палад» и других подставных фирм придётся платить по счетам. В то, что оправданный Андрей Букин потребует от истцов колоссальную компенсацию, сомневаться не приходится. Поэтому давление суд, наличие которого подтверждал «ПГ» и председатель Псковского областного суда Валерий Кондратьев, объяснимо втройне.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.